Падение морали в творчестве оноре де бальзака (на основе произведений с & quot; человеческой комедии & quot; & quot; от часть 6

«Физиология брака», «Мелкие невзгоды супружеской жизни». Главной темой, которая объединяет эти разные произведения в одно целое, было стремление объяснить закономерности деятельности. Бальзак очень заинтересовался научными открытиями, особенно в области естественных наук. Он увлекся Жоржем Кювье, открыл геологические эпохи и показал связь между отдельными частями живого организма, Жоффруа де Сент-Илером — исследователем изменений в живых организмах в зависимости от среды, их методы исследования писатель стремился перенести в свои произведения. Его интересовали не только конкретные темы и проблемы, но и взаимосвязь этих проблем, не только отдельные страсти, а формирование человека под влиянием среды. Эти методы позволили Бальзаку сделать в своем произведении определенные выводы о деградации человека в буржуазном обществе. Но он не абсолютизировал влияние среды: в конце — концов человек сам выбирает свой путь. Трудно перечислить все темы произведений Бальзака. Но вот что важно: автор впервые в истории литературы берет за основу своих сюжетов берет обогащения, банкротство, историю имения, меняет владельца, финансовые аферы, борьбу вокруг завещания. В его романах именно эти главные события и определяют отношения родителей и детей, женщин и мужчин, любовников-любовниц. Что же объединяет такое большое количество произведений, действующих лиц? Если раньше в литературе в центре сюжетных коллизий преимущественно была любовь, Бальзак делает следующий ход: он разрабатывает еще один важный мотив человеческих поступков-стремление к обогащению. Замысел грандиозного цикла у Бальзака возник тогда, когда некоторые произведения, позже вошедшие в него, были уже написаны. Это потребовало их определенной переработки «Человеческую комедию» писатель строит по принципу цикличности большинство персонажей переходят из произведения в произведение выступая главными действующими лицами в одних и эпизодическими — в других. Таким образом важный композиционный принцип «Человеческой комедии» — взаимосвязь и взаимодействие различных частей цикла (действия «Гобсек» и «Отец Горио» происходят почти одновременно у них и общий персонаж — Анастази де Ресто-дочь отца Горио и жена графа де Ресто ). «Человеческая комедия» Бальзака стоит в мировой литературе особняком. Она не имеет аналогов. Поэтому очень проблематично точно и однозначно определить жанр этого произведения. Чаще всего встречается два определения: цикл романов и эпопея. Определение эпопея частично касается частично касается «Человеческой комедии». Для эпопеи, в современном ее виде, характерно наличие стержневых героев и общественного сюжета, чего не видим у Бальзака. [10 c.19].Сама идея создания не отдельных произведений, а единого цикла, принадлежащей Бальзаку, оказалась очень продуктивной. Современные писатели пользуются открытием Бальзака. Деньги в Оноре — это не только экономическая сила, но и материализованное выражение личной выгоды и хищного эгоизма, худших наклонностей и пристрастий человека, не сдерживаются, а, наоборот, стимулируются буржуазным обществом. В своей «Человеческой комедии» писатель последовательно, шаг за шагом показывает, как губительно действует эта сила на общественные нравы, семейные отношения, мораль, политику, правосудие, на различные сферы социальной и личной жизни. "Закон общественной пользы, которым порождается патриотизм, мгновенно разрушается закон выгоды отдельных лиц, которым порождается эгоизм. " . Этот закон эгоизма распространяется буквально на все сферы жизни буржуазного общества. При таких условиях, показывает Бальзаку ряде произведений, политическая деятельность также превращается в средство наживы, в своеобразное акционерное общество, которое находится в руках дельцов от политики, для которых общественные интересы-выгодная коммерция. Таких персонажей выведено немало в «Человеческой комедии». Тот же «принцип денег», закон личной выгоды с меньшей силой действует в сфере правосудия. Особенно характерен образ судьи Камюзо, начало карьеры которого Бальзак показывает в «Темной делу», а дальше продолжает ее в «Музее древностей», «лишение прав», «Последнему воплощении Вотрена». Этот Камюзо относится к тем служителей Фемиды, которые, как говорится в «Темной делу», ради выгоды и отчасти "готовы по воле сильных мира сего послать на виселицу и снять с нее правых и виноватых. Поэтому и говорит один из персонажей этого романа: «Если бы меня обвинили в краже башен Собора Парижской богоматери, я постарался бы пос
корее исчезнуть». Действительно опасно попадать в руки правосудия, потому что закон, говорит вотрем в романе «Отец Горио», «это паутина, которую пробивают большие мухи и в которой погибает мелочь». Одна из главных сквозных тем «Человеческой комедии» — моральное разложение и деградация общества под влиянием «закона личной выгоды». В разных аспектах, в бесчисленном количестве жизненных вариантов показывает писатель, как честность и порядочность убиваются господствующим в буржуазном обществе «финансовым началом». Собственно, в этом и состоит нравственный смысл всех тех историй молодого человека в буржуазном обществе, которые подает Бальзак в «Человеческой комедии» . — Эжена Растиньяка и Шарля Гранде, Рафаэля где Валентина и Люсьена Шардона, Виктюрьена дьЕгриньйона и других. Тема нравственной деградации общества постоянно присутствует и в многочисленных рассказах о жизни толстосумов-банкиров, ростовщиков, скупщиков, спекулянтов и т. д., причем эти рассказы приобретают особую обличительной остроты. Еще в 1830. Бальзак писал в газете «Карикатура»: "Каждый день я встречаю банкротов, фальшивомонетчиков, ворюг, которые пользуются всеобщим уважением. Почему же тогда наше общество открещивается от убийц?[12, c.60]« В мире, описанном писателем, железная закономерность стяжание большого богатства нечестным путем. Оно неотделимо от безнравственности: „Что случилось бы с обществом, если бы все начали доискиваться происхождения того или иного богатства?“- Спрашивает адвокат в повести» Красный отель «, где рассказывается о том, как один из толстосумов» Человеческой комедии ", Тайфер совершает кровавое преступление и тем самым закладывает основы своего богатства (" наглого богатства, выросло на преступлении »). [12 C.61] Тоже вопрос еще резче и откровеннее ставится в рассказе «Прощенный Мельмот»: "Кто эти разбойники, которых мы ради приличия называем банкирами? [12 c.61] В свое время В. Р.Гриб, исследуя данный вопрос, сделал следующий вывод: "В бесконечной череде изображенных Бальзаком капиталистических дельцов, и больших, и малых, банкиров и промышленников, не могут ни привлекательной, честной, доброго человека. Зато какая коллекция образов крайней низости, подлости и преступлений![12, c.61]« Определенные исключения все-таки можно найти в« Человеческой комедии »(вспомним хотя бы» мученика коммерческой честности «Сезара Биротто), однако они не ставят под сомнение приведенный вывод, поскольку эти» исключения "неизбежно становятся в Бальзака жертвами дельцов хищнического типа и таким образом превращаются в тех случаях, которые только подтверждают правило. И все же с наибольшей экспрессией и драматизмом раскрывает Бальзак действие «финансового начала», «закона выгоды» на семью, родственные связи и отношения. Достаточно здесь вспомнить о жестокой драме в семье графа Ресто, о которой рассказывается в повести «Гобсек», о