Падение морали в творчестве оноре де бальзака (на основе произведений с & quot; человеческой комедии & quot; & quot; от часть 7

беспредельный эгоизм. Дочерям ни в чем не было отказа, в пятнадцать лет они уже имели собственный экипаж. Любовь к таким безвольных родителей легко переходит в презрение. Счастье детей Горио представлял по ложному шаблону, распространенным в малокультурного мещанском сред-щи: с детстве и юности удовлетворения всех желаний, излишняя роскошь, которая развращает, далее — выгодный брак. Перед смертью Горио осознает свою ошибку и свою ответственность за дочерей: "Друг мой, они не виноваты. Скажите об этом всем, всему миру, чтобы их не осуждали за меня. Мой грех Я сам приучил их топтать меня ногами. Во мне причина распущенности дочерей, я их баловал. Теперь они требуют сладостей, как раньше требовали конфет. Винный один я, но вся вина в моей любви «. (2, с.128) Более того, в замысел Бальзака входило сказать читателям, что подобная родительская любовь,» самоотверженная и жертвенная, вредна в социальном отношении, как все, что основывается только на человеческой природе, в данном случае — на родительском инстинкте, и вопреки общественным интересам. В связи с этим еще раз напомним, что социальная философия Бальзака основывалась на противопоставлении природного и социального. Итак, отец Горио смешной и жалкий. Он решил, что дочерей можно заставить любить силой. Он просит привезти дочерей силой к нему и говорит, что если родителей будут топтать ногами, то родина погибнет. Печальная слепая вера отца Горио, печальный и страшный его конец. Герцогиня де Ланже в присутствии Растиньяка рассказывая историю отца Горио и его дочерей, холодно заканчивает ее словами: «конечно, все это кажется ужасным, а между тем такие случаи мы наблюдаем каждый день.» (2, с.120) Замысел Бальзака — и этот замысел остается почти во всех его произведениях — заклечаеться в том, чтобы, ведя своего героя от уступки на уступки, привести его к полному краху. В романе «Отец Горио» мир создан Бальзаком, приобретает достоверные черты такие, что даже трудно отличить от мира настоящего. ?2.2 Нравственное падение Эжена Растиньяка. С Растиньяком в роман вошла тема молодого человека в буржуазном обществе, которой суждено было стать одной из центральных в «Человеческой комедии». Основной смысл этой темы сводится Бальзака к показу того, как буржуазнесуспильство, основанное на «принципе выгоды», развращает молодого человека, как ценой моральной деградации достигает она жизненного успеха. По Бальзаку, иначе и быть не могло, поскольку в новом обществе безраздельно господствует эгоизм, оно решает хуже наклонности и пристрастия человека и дает им широкий простор. Действует с точки зрения писателя, вопреки сущности общества и его основным функциям. Эжен Растиньяк и является одним из тех героев «Человеческой комедии», в которых данная тема, весь комплекс проблем и коллизий, с ней связанных, нашла наиболее глубокое и убедительное выражение. Растиньяк — не самый популярный герой Бальзака, его имя стало нарицательным для определенного типа человека — удачливого карьериста, умного, не слишком разборчивого в способах достижения своей цели и не лишенного даже некоторых симпатичных рис. Однако следует сказать, что в романе «Отец Горио» изображенное становления Растиньяка, его прощание с юношескими иллюзиями, не лишено драматизма перерождения. О зрелого Растиньяка, сформированного карьериста, циничного рыцаря наживы, узнаем из других произведений «Человеческой комедии», где он, однако, уже не выступает главным героем. Поэтому в памяти многих поколений читателей остается молодой Растиньяк из романа «Отец Горио», который переживает драму столкновения с миром корысти и эгоизма, драму нравственного падения. На это обстоятельство тем более важно подчеркнуть, что в буржуазном литературоведении, начиная не с Ф. Брюнетьера, установился упрощенный подход к Растиньяка как к бесчестного карьериста, для которого «само слово» совесть «никогда не имело большого смысла». (12 с.93) О том Растиньяка, который действует в пределах романа «Отец Горио», еще нельзя сказать, что он исповедует «религию денег», что они для него составляют заветную цель всех желаний и стремлений Здесь они для него еще скорее необходимость, воплощенная в жизненных обстоятельствах и потребностях, неуловимая внешняя сила, то рок современной жизни, о котором говорилось выше. Выходец из родовитой, но обедневшей дворянской семьи "й с юга Франции, он получил вовсе не буржуазное воспитание, и от природы вовсе не злой и не корыстолюбивым. Многочисленной сим «и приходилось во всем себе отказывать, чтобы выделить Эжен го
довых тысячи двухсот экю, необходимых для обучения в Париже; соответственно для сим» и он был единственной надеждой. Многочисленные обстоятельства, отмечает Бальзак, «увеличивали в десять раз его желание достичь успеха в жизни и пробуждали жажду выдвинуться». Но, «как это свойственно великодушным людям, ему хотелось всего достичь только благодаря своим заслугам». (2, с.30) Итак, для начала Растиньяк хочет завоевать богатство и положение в обществе своим трудом, своей энергией и талантом. И когда через некоторое время вотрем предлагает ему свой «проект» — прямой и быстрый, но преступный путь к богатству, — Растиньяк его отклоняет, хотя и признает «железную логику» своего соблазнителя. С повышенной эмоциональностью он утверждает себе: "О нет! Хочу трудиться благородно, праздник, хочу работать день и ночь, чтобы только трудом достичь богатства. Это самый длинный путь к богатству, но зато каждый вечер голова моя будет спокойно опускаться на подушку, не обремененная ни одним низменным замыслом. Что может быть прекраснее — смотреть на свою жизнь и видеть его чистым, словно лилия? Я и моя жизнь — словно жених и невеста «. (2, с.32) Молодой Растиньяк хотел бы пойти по этому пути, но для этого надо иметь огромные духовные и нравственные силы, присущие, как впоследствии покажет Бальзак в» Утраченных иллюзиях ", только большим художникам, мыслителям, общественным деятелям, то есть людям, живущим большой идеей. Растиньяк же — обычный человек, честолюбивая и жадная до жизненных благ. Он стесняется бедности, потертого фрака и стоптанных ботинок, страдает, ловя на себе смишкувати взгляды слуг, которые видят, что он двором прошел пешком, а не приехал в карете. Упоминавшееся перерождение героя Бальзак раскрывает с редкой полнотой и мотивированностью, со многими точными, выхваченными из жизни деталями. Столица полная соблазнов, перед которыми не может устоять Растиньяк, — и через некоторое время «демон роскоши ужалил его сердце, лихорадка наживы овладела им, он жажды золота пересохло в горле». (2, с.40) Важно отметить, в перерождении героя на первый план Бальзак выдвигает такой фактор, как познание им сущности общества, тех настоящих, а не показных, законов и стремлений, которыми оно живет. В этом ему помогают персонажи, которых в научно-критической литературе называют «наставниками Растиньяка», — великосветская дама, виконтесса де Босеан, и беглый каторжник Вотрен, который тоже живет в пансионе Воке. Как видим, Бальзак взял наставников из разных миров, из противоположных полюсов общества, для того, бесспорно, чтобы продемонстрировать универсальность законов и стремлений, которыми оно руководствуется.