Функционирование иронии в художественном тексте часть 1

Реферат на тему:

Функционирование иронии в художественном тексте

Ирония как явление многогранное всегда вызывала интерес у исследователей. Изучение иронии позволяет выделить и понять противоречивые проблемы той или иной культурно-исторической эпохи, поскольку ирония всегда была и будет неотъемлемой частью человеческого существования. Ироническое отношение к себе и к окружающему миру, особенно в ХХ веке, стало едва ли не единственным средством, способным приоткрыть завесу бессмысленности и завуалированности, нависшей над человеческим мировосприятием.

Уникальность иронии заключается в том, что она, хотя и относится к категории комического, в отличие от юмора и сатиры обладает своеобразной двойственностью, которая базируется на сочетании комического с трагическим. А. И. Киенко утверждает, что "в современном искусстве происходит сложный процесс взаимодействия трагического и комического. Высмеивая, пародируя трагическое, комическое снимает его с котурнов или вообще разрушает, но при этом комическое приобретает и определенных качеств трагического. Учитывая опыт развития современной культуры, можно говорить не просто о сочетании (механическое или органическое) трагического с комическим, а о такой синтез, который достигается в результате разрушения традиционных эстетических структур [1: 6]«. Для того, чтобы лучше понять природу иронической двойственности, стоит обратить внимание на то, чем именно ирония отличается от юмора и сатиры. Юмор не отрицает объекта высмеивания, он отражает смешное в жизненных явлениях и человеческих характерах. Для сатиры характерно полное по
возражения и резкое осмеяние изображаемого, которое сочетается с осуждением и насмешкой [2: 176]. Ирония же балансирует на грани, она заставляет смеяться сквозь слезы, сочетая в себе комичность изображаемого с трагичностью существующего. В иронии смешное скрывается под маской серьезности, а в настроении серьезное под маской смешного, но эта маска в иронии не предусматривает издевательства и прямого обличения изображаемого, которое свойственно сатире, она только намекает, оставляя за читателем право делать выводы. Рассматривая иронию как эстетическую категорию или эмоционально-идейно оценку определенной ситуации, можно проследить ее своеобразную историю и оценить ее видоизменения на разных этапах литературного процесса. Античная ирония носила так называемый „сократовский характер“, который заключался в отрицании и реальной, объективной истины, и субъективного представления о ней. Такой принцип ярко иллюстрируется в знаменитом высказывании Сократа «Я знаю, что я ничего не знаю». Романтическая ирония ставит в противовес объективности так называемый поэтический идеал, художественный вымысел, который игнорирует реальные связи и явления, представленные во внешнем мире. Ирония реализма часто сливалась с сатирой и превращалась в сарказм, который становился средством разоблачения определенных позиций жизненного устройства. Ирония экзистенциализма заключается в отрицании всякой истины, кроме той, что базируется на субъективном знании о мире. ХХ века в целом наполнило иронию новым содержанием, добавил ее эффекта отчужденности, то есть восприятия иронии происходит словно со стороны, человек получил возможность взглянуть на мир с разных сторон, заново оценить его и во многих случаях сделать нетрадиционные выводы [3: 316].

Ф. Шлегель говорил, что ирония содержит и пробуждает чувства противоречия между невозможностью и необходимостью исчерпывающей полноты высказывания, а одним из основных моментов, характеризующий иронию, тот, что она предусматривает такую ​​позицию по отношению к миру, при которой индивид противопоставляет себя миру и не принимает его субстанциональности, то есть внешнее существование перестает иметь существенное отношение к его внутреннему

мира [4 (1:53)].

Ирония, благодаря своему теоретическому объема, относится к числу наименее устойчивых категорий, она пульсирует от одного оценочного полюса к другому, в зависимости от времени и цели ее применения. Это дает повод считать, что одним словом «ирония» мы часто называем различные явления духовной культуры, которые имеют общую точку соприкосновения. Подтверждением может быть этимология слова «ирония», которое в древней Греции означало притворство, лукавство, притворство, иначе говоря, — игровое поведение. Ирония как форма выражения мысли, означает слово или высказывание, которое в контексте языка приобретает противоположное значение. Но иронию не стоит сводить только к отношению противоположностей. Г. П. Казанская пишет: "Ирония как стилистический прием, основанный на одновременной реализации двух лексических значений слова, то есть словарного и контекстуального, которые являются противоположными друг к другу, рассматривается лишь как один из способов создания иронического эффекта, под которым понимаются все случаи возникновения резкой несоответствия между буквальным значением фразы, предложения, всего высказывания с их значением, вытекает из контекста [5:38]".

Учитывая природу иронии, ее можно подвергнуть различным классификациям. По форме выражения ирония может иметь простое значение, которое реализуется в Антифраза или в астеизми, первый представляет собой употребление слов и выражений в обратном смысле, второй проявляется в виде осуждения, что передается через похвалу [2:49]. Традиционно иронию в английской литературе разделяют на три основных типа: 1) вербальная ирония, 2) драматическая ирония и 3) ирония судьбы. Вербальная ирония возникает тогда, когда человек говорит или делает что-то одно, а истинное значение речи или действия противоположно. Например, когда кто-то cпизнившись на важную встречу на 3:00 из-за того, что сломалось такси и адрес оказалась не совсем точной, говорит: «Sorry, but I had some minor problems» Утверждая это, человек принимает вербальную иронию. Драматическая ирония появляется тогда, когда читатель знает что-то такое, чего не знают герои рассказа. Именно такое несоответствие информации порождает драматическую иронию, яркий пример такой иронии находим в «Ромео и Джульетте». Читатель знает, что Джульетт
а не мертвая, а Ромео не знает, таким образом читатель привлекается к трагической смерти двух влюбленных. Ирония судьбы передает мнение, что какая-то сверхъестественная сила контролирует жизнь человека, а потому то, что происходит, не подлежит сознательному контролю и не зависит от человека, то есть события развиваются в противоположном направлении, чем того ожидалось. Например, иронии судьбы можно назвать ситуацию, в которой посланник приносит прощение смертнику немного поздно или когда человек долгое время добивается руки любимой, получив согласие, встречает девушку, в которую влюбляется с первого взгляда и понимает, что и первая ему не просто не нужна, она ему мешает [6 (10: 455)]. Ирония судьбы подчеркивает бессмысленность и бесполезность борьбы, которая все равно закончится поражением. То, что случается в жизни это заранее написанный сценарий и чем больше человек пытается разобраться в нем тем чаще сталкивается с собственной беспомощностью и недоразумением. Интересной является классификация, предложенная Ланчуковською Н. В., которая базируется на оттенках эмоционального значения с постепенным нарастанием иронически насмешливого эффекта. На первой строчке можно разместить шутку, который представляет собой добродушное пидсмиювання над собой или собеседником. Далее находится собственно ирония, которая очень часто проявляется в скрытом виде, а иронические замечания, реплики и высказывания способны ранить и разозлить, если они и вызывают смех, то этот смех ироничный. Далее идет насмешка, которая еще более откровенно ироническая, в ней больше издевательских нот. Она может вызвать обиду и слезы. Сильнейшим эффектом иронически насмешливого направления наделен сарказм, который способен больно ранить, а иногда перейти в откровенное издевательство и высмеивание [7:49].

Синтезом всего вышесказанного является авторская ирония, существование которой можно считать безоговорочным, поскольку каждое художественное произведение — это своеобразный мир со своими победами и поражениями, и конечно такой мир невозможен без несколько критического к нему отношения, которого и предоставляет ему ирония. Конечно, не стоит говорить, что авторская ирония является основным проводником идей художника, но принимая во внимание ее внутреннюю природу, то есть своеобразное противопоставление личности миру, можно сказать, что некоторые литературные течения, а в частности экзистенциализм, использовал иронию в разных ее проявлениях как один из ведущих средств для передачи философско-эстетических идей. Писатели экзистенциалисты на первое место выдвигают категории абсурда бытия, страха, отчаяния, одиночества, страдания, смерти. Абсурдность и иррациональность это ничто иное как сомнение, а сомнение, в свою очередь, предполагает анализ и критику самого себя и окружающего мира, совокупность которых порождает иронию. Одним из самых ярких и наиболее удачных примеров авторской иронии можно считать иронию в произведении английской писательницы Айрис Мердок «Под сетью». Данный роман принес всемирную славу писательницы. Во время его чтения появляется ощущение нереальности, фантастичности и невозможности всего происходящего. Несмотря на определенную детальность и предметность бытия, оно своеобразно замыкается в сознании главного героя Джейка Донахью и ею же определяется. Именно такое утверждение приближает писательницу к экзистенциальной литературной и философской традиции. Стиль писательницы легкий и ненавязчивый, но под таким покрывалом легкости скрывается второе дно, где доминируют философский и в чем символический подтекст.